ИССЛЕДОВАНИЕ: БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ЛЮДЕЙ ПОПАДАЮТ В КИНОИНДУСТРИЮ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВА В России провели исследование трудовых проблем работников кино и ТВ Больше половины работников, занятых в сфере кинопроизводства в России, попали в профессию через знакомства и связи. Таковы результаты исследования, проведенного инициативной группой. Исследование прошло при поддержке санкт-петербургского отделения Союза кинематографистов и профсоюза работников кино и телерадиовещания на базе кафедры продюсирования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Основной частью стал опрос кино- и телеработников, в котором приняли участие 585 респондентов из Москвы (52%), Санкт-Петербурга (43%) и еще из 13 городов. Анкета состояла из трех разделов: пути прихода в индустрию, трудовые проблемы работников отрасли и готовность действовать для защиты своих прав. Результаты показали, что 58% опрошенных попали в кино через друзей и знакомых. В телеиндустрии и дистрибуции этот процент несколько ниже – 49%. Порядка 20% получают работу в киноиндустрии в результате налаживания связей в процессе учебы (в ТВ – 26%, в дистрибуции – 11%). Лишь 7% становятся киношниками, воспользовавшись объявлением о работе (в телепроизводстве и дистрибуции – 9% и 11% соответственно). «Неудивительно, что при таком основном пути формирования кадров работают в киноотрасли чаще всего люди без специализированного образования, получающие навыки на съемочной площадке. В телепроизводстве доля подготовленных кадров выше. А вот в сфере проката и организации кинофестивалей больше всего как получающих знания только на практике, так и выпускников не из специализированных вузов. Из числа отраслевых вузов СПбГИКиТ готовит больше специалистов, находящих свое место на производстве, чем ВГИК», – отмечают авторы исследования. В среднем около 25% работников в трех указанных сферах не имеют никаких договоров, 26% заключают трудовые соглашения, однако чаще всего в кино- и телеиндустрии оказываются услуги индивидуальных предпринимателей. Особенно заметно использование сделок с ИП в кинопроизводстве. По трудовому кодексу отношения между работником и работодателем чаще всего заключаются в сфере проката. При этом в кинопроизводстве работники чаще могут влиять на свой уровень зарплаты, чем в других сферах, где больше заметен диктат работодателей. А вот социальный пакет в кинопроизводстве очень слабый: чаще всего это лишь питание на площадке, из-за чего многие респонденты вообще не ощущают социальной защиты со стороны работодателей. С задержками в оплате труда сталкиваются чаще всего именно в кинопроизводстве (64% ответили «почти всегда» и «часто»). А отсутствие оплаты за сверхурочную работу больше беспокоит работников телепроизводства (56%). Эти и другие проблемы отрасли все больше беспокоят киноработников, и они готовы отстаивать свои интересы. И выше эта готовность в производственной сфере (около 80%). В связи с этим было решено возродить профсоюзную деятельность в Санкт-Петербурге, о чем пойдет речь на научно-практической конференции и собрании кино- и телеработников 17 мая, в 19:00, в Белом зале Дома кино (ул. Караванная, 12). Также на мероприятии представят подробные результаты указанного исследования. «К участию приглашаются все сотрудники кино- и телекомпаний, как работающие на съемочных площадках, так и в офисах (в том числе в кинопрокате, при организации кинофестивалей и т. п.) – общие проблемы требуют решения», – отмечают авторы исследования.

Теги других блогов: кино телевидение исследование